Образование содержание мастер класса


Опубликовано: 30.10.2017, 00:44/ Просмотров: 1350

Инноваии в образованииЕвплова Е.В. Мастер-класс в образовании [Текст] / Е.В. Евплова // Инновации в образовании. – 2011. –№ 12. – С. 119–123.

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации и проведения мастер-класса образование содержание мастер класса как нетрадиционной форме передачи знаний. Дается краткая характеристика специально разработанного курса «Мастер-класс в профессиональном образовании». Материал статьи содержит описание модулей курса и может быть полезен для преподавателей учреждений профессионально-педагогического образования, чьей целью является формирование и развитие у будущих педагогов комплекса компетенций в области организации и проведения мастер-класса в образовательной сфере.

Ключевые слова: мастер-класс, образование, будущий педагог и др.

Расскажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Дай попробовать, и я пойму.
Древняя китайская мудрость

Мастер-класс – это понятие мы встречаем все чаще и чаще: на телевидении, радио, в различной литературе… Мастер-классы одинаково успешно проводят во многих областях человеческой деятельности: в сфере декоративно-прикладного искусства и дизайна, в сфере пищевой индустрии, в сфере экономики и бизнеса. В последнее время о мастер-классе все чаще стали говорить и в области образования.


Так, во втором туре финала конкурса «Учитель года» стало уже традиционным проведение участниками мастер-класса по преподаваемому предмету: педагог за ограниченное количество времени пытается продемонстрировать свой профессионализм, показать особенности своей методики и обучить ей. Появление этого задания задало новый формат проведения финальной части конкурса, стало его фирменным знаком [1].


Все это и многое другое выдвигает сегодня мастер-класс в ряд особо приоритетных, перспективных и оригинальных способов передачи знаний.


Для более глубокого изучения данной формы работы представляется необходимым обратиться к происхождению и определению основополагающего понятия: слово «мастер-класс» происходит от английского master – лучший в какой-либо области и class – занятие, урок [1].


Появившись в русском языке, данное понятие почти сразу получило самое широкое значение. В литературе возникли десятки определений, в которых наиболее часто мастер-классом называют семинар, проводимый специалистом в какой-либо области знаний.


Ключевые же свойства педагогического мастер-класса, на наш взгляд, отражены в следующем его определении.


Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия [2].


Обобщая представленное выше определение, можно заметить, что мастер-класс преимущественно отвечает на вопрос «как?», при этом значительно сокращается словесное изложение темы, а в центр обучения выносится демонстрация методов, приемов профессионального мастерства.


Не зря специалисты по интенсивным технологиям считают мастер-класс эффективной формой обучения [3]. Однако тому, как обеспечить проведение мастер-класса на качественно высоком уровне, тем более в образовательной сфере, к сожалению, на сегодняшний день, почти никто не обучает.


Для решения вышеизложенной проблемы в Челябинском государственном педагогическом университете проводится специально разработанный курс «Мастер-класс в профессиональном образовании» (206 часов) на котором добровольно обучаются студенты 4–5 курсов разных факультетов и специальностей.


Настоящий курс завершается защитой студентами собственного мастер-класса. После чего будущие педагоги получают сертификат с присуждением квалификации – педагог-руководитель мастер-класса.


Цель курса – формирование и развитие у будущих педагогов комплекса компетенций в области организации и проведения мастер-класса в образовательной сфере. Для достижения представленной цели, курс разбит на 7 модулей, каждый из которых направлен на формирование определенных профессиональных компетенций.


Так, первый модуль – конкурентоспособность и профессиональная компетентность педагога – направлен на формирование личностных и профессиональных качеств участников курса. Введение данного модуля не случайно, т.к. для высокопрофессионального проведения мастер-класса, необходимо не только быть мастером своего дела, но и обладать определенным набором качеств.


Второй модуль – методика организации и проведения мастер-класса. Данный модуль посвящен изучению возможных моделей проведения мастер-класса в образовательной сфере.


Третий модуль – педагогическое творчество в системе профессионального образования, направлен на творческое саморазвитие личности будущего педагога – руководителя мастер-класса.


Четвертый модуль – инновационная модель деятельности педагога. Модуль посвящен актуальной на сегодняшний день инновационной модели деятельности специалиста, вопросам инновационного развития образования, технологии выработки инновационной позиции будущего педагога, разработки содержания инновационных образовательных программ и т.д.;


Пятый модуль – применение нетрадиционных методов и форм обучения. Данный модуль направлен на изучение и освоение таких методов и форм работы педагога-мастера как: дискуссионный метод, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), деловые и ролевые игры, блиц-игры, «круглый стол», мозговой штурм, тренинг, метод проектов, метод модерации, метод сообучения, метод синквейнов и др.


Шестой модуль – применение метода проектов в профессиональном образовании, посвящен формированию навыков разработки проектов мастер-классов, а также организации работы над проектом, а также контролю над проектами обучающихся.


Седьмой модуль – организация и проведение мастер-класса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), направлен на приобретения умений применять современные средства ИКТ в ходе разработки и проведения собственного мастер-класса.


Представленные модули включают в себя определенное количество тем, изучение каждой из которых состоит из теоретической и практической части, а также рефлексии. При этом алгоритм построения занятия выстраивается следующим образом: педагог словесно поясняет тему, затем изучаемый прием, техника, метод, методика отрабатываются на практике «здесь и сейчас». После этого участники курса осуществляют рефлексию.


С помощью подобного построения занятия студенты не только изучают материал, но и закрепляют полученные знания через практическую деятельность, а также проводят самоанализ полученных результатов.


Обязательным в рамках освоения курса является такая форма взаимодействия как сотрудничество, сотворчество, а также партнерские отношения между участниками и мастером.


Ко всему прочему, на занятиях создается развивающая, творческая атмосфера, которая позволяет участникам формировать новые компетентности, важные для их будущей успешной профессиональной жизни.


Таким образом, освоение знаний через практическую деятельность, сотрудничество и сотворчество участников курса и мастера, развивающая, творческая атмосфера – вот то, что отличает курс «Мастер-класс в профессиональном образовании».


На заключительном занятии была проведена рефлексия, по результатам которой выявлено отношение студентов к организации и проведению курсов. Так, участники говорили следующее: «понравились методы преподавания, актуальность тем, многообразная активная деятельность»; «очень много интересного материала, который можно применить в жизни и в будущей профессионально-педагогической деятельности»; «всегда поощрялась активность студентов»; «понравились различные творческие задания»; «понравилась уютная, творческая атмосфера»; «занятия не сводились к механической передачи знаний, а были направлены на продуктивное взаимодействие педагогов с участниками курса»; «полезно было узнать методику проведения мастер-класса»; «понравилось гармоничное сочетание теории и практики»; «мастер-класс – содержательный курс!» и многое другое.


В результате специально проведенного исследования было выявлено, что курс «Мастер-класс в профессиональном образовании» позволил участникам приобрести конкретные знания, умения и навыки, а также компетенций в области организации и проведения мастер-класса в образовательной сфере, т.е. поставленная цель была достигнута.


Список используемой литературы


1.Заруба, А.В. Что такое мастер-класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av. – Загл. с экрана.
2.Организация и проведение мастер-классов [Текст]: метод. рекомендации / сост. А.В. Машуков; под ред. А.Г. Обоскалова. – Челябинск, 2007. – 13 с.
3.Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: издательский центр Академия, 2009. – 191 с.
4.Макаренкова, Т.Ю. Профессиональная мастерская преподавателя [Текст] / Т.Ю. Макаренкова // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 9. – С. 28–30.

 

Все статьи данного автора

 

Бесплатные услуги рецензирования и оппонирования научных работ

 


Источник: http://evplova.ru/nauchnye-i-metodicheskie-stati/43-master-klass-v-obrazovani



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер-класс по росписи имбирных пряников. Программа Что подарить крестникам на 2 годика

Образование содержание мастер класса Образование содержание мастер класса Образование содержание мастер класса Образование содержание мастер класса Образование содержание мастер класса Образование содержание мастер класса