Закрыть ... [X]

Методы диагностики и коррекции детей


Опубликовано: 09.11.2017, 00:51/ Просмотров: 1333

⇐ Предыдущая3456789Следующая ⇒

Понятие о психологическом диагнозе. Отличие психологического диагноза от медицинского. Виды диагноза: симптоматический (эмпирический), этиологический, типологический. Научные методы постановки психологического диагноза.Постановка психологического диагноза на основе системного анализа особенностей развития человека: причинно-следственных связей, уровней актуального и ближайшего развития, потенциальных возможностей. Диагноз на основе констатации отсутствия или наличия признаков; определение места испытуемого по оси континуума на основе оценки развитости у него тех или иных качеств, свойств, параметров, показателей. Диагноз и прогноз.

Классификация современных методов и методик психодиагностики. Разнообразие классификаций методов диагностики. Основания-критерии классификаций: способ проникновения в изучаемое явление; область знания, где преимущественно применяется данный метод; используемые материалы и др. Классификации С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Современная классификация методов диагностики по степени формализации К.М. Гуревича. Универсальные психодиагностические методики. Общее и специфическое в подходах к классификации методов диагностики.

Использование компьютеров в психологической диагностике. Направления использования компьютеров в психолого-педагогической практике. Понятие о компьютерных и компьютеризированных методиках. Особенности использования компьютеров в диагностической и развивающей работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии. Положительные и отрицательные стороны использования компьютеров в психолого-педагогической практике. Перспективы использования компьютеров в психологической диагностике.

Тестовые нормы и проверка их репрезентативности (объём и соответствие выборки определённому критерию.). Стандартизация, показатели, параметры, условия стандартизации. Границы применения методы диагностики и коррекции детей норм: нормы в зависимости от возраста, отклонений в развитии, социальных и географических, исторических факторов и условий; статистическая норма, социокультурная норма. Социально-психологический норматив. Требования к пересмотру тестовых норм. Надёжность психодиагностических методик. Определение надёжности методики: надёжность частей методики, надёжность параллельных форм. Валидность психодиагностических методик. Виды валидности: содержательная, внутренняя, внешняя, эмпирическая, конструктная, конкурентная, прогностическая и др. Достоверность получаемых результатов психодиагностического обследования.


Профессионально-этические нормы в диагностике.Морально-этические нормы при проведении психодиагностического обследования. Принципы психодиагностики: тайны (конфиденциальности), ненанесения ущерба, объективности, эффективности предлагаемых рекомендаций, психопрофилактического изложения результатов обследования, научной обоснованности применяемых психодиагностических методик, их ограниченного использования и др.

Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: гуманность, комплексный подход, всестороннее и целостное изучение, структурно-динамическое изучение, системный подход, качественное и количественное изучение, сочетание диагностики и коррекции, значение ранней диагностики, изучение ребёнка в процессе деятельности, учёт потенциальных возможностей развития и др.

Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы. Понятия «психологическое исследование» и «психологическое обследование», «психодиагностическая процедура». Требования к организации и проведению психодиагностических процедур. Индивидуальное и групповое обследование. Этапы психодиагностического обследования: подготовка, организация, подбор психодиагностического инструментария, проведение, интерпретация и анализ полученных данных, их презентация. Особенности организации и проведения психодиагностического обследования с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в развитии.

Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Особенности применения методов психологической диагностики в работе с детьми и подростками: умственно отсталыми, с задержкой психического развития, имеющими нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными (комплексными, сочетанными, комбинированными) нарушениями развития. Обзор наиболее часто применяемых методов и методик для диагностики особенностей развития детей и подростков данных категорий. Стандартные наборы и серии методик. Адаптированные методики. Использование компьютера. Особенности психодиагностических процедур, проводимых в ПМПК (консультациях, комиссиях, консилиумах). Обязательный набор психодиагностического инструментария при обследовании детей и подростков с различными отклонениями в развитии.


Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии. Понятие о психологическом заключении. Структурные части и разделы заключения. Общая и специальная части психологического заключения. Психологический диагноз, вероятностный прогноз развития, рекомендации по дальнейшему развитию и сопровождению ребёнка. Заключение психолога. Заключение ПМПК (консультации, комиссии, консилиума). Протокол ПМПК комиссии.

Понятие психологической коррекции, связь с другими отраслями практической психологии. Проблема разграничения понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Понимание сущности психологических нарушений и задач психологической коррекции в разных теоретических направлениях. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы. Основные требования, предъявляемые к составлению психокоррекционных программ. Основные требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия. Организация и содержание деятельности по психологической коррекции. Проблема оценки эффективности коррекционного процесса. Этические принципы психокоррекционной работы.

Основные теоретические направления психологической коррекции Индивидуальная психологическая коррекция. Особенности формирования взаимоотношений между психологом и клиентом. Роль эмоционального контакта. Групповая психологическая коррекция. Основные терапевтические механизмы при групповой работе. Эффект групповой фасилитации. Понятие групповой динамики. Организация групповой работы (виды групп, численность групп, продолжительность работы). Фазы развития группы. Роль психолога как руководителя группы. Показания противопоказания к групповой работе. Психодинамическое направление и психологическая коррекция. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе. Стадии психоанализа. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера. Основные понятия адлерианской концепции. Основные техники и приемы. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Общая характеристика подхода и психокоррекционные техники. Логотерапия В. Франкла, венская школа психотерапии. Экзестенциальное направление К. Ясперса, Ж. П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, А. Маслоу. Основные понятия и положения, психокорекционные техники в экзистенциальном направлении. Поведенческое направление в психокоррекционной работе В. Вольпе, И. П. Павлова, С. Халла, Б. Скиннер. Классическая теория условных рефлексов. Теория оперативного обуславливания. Мультимодальное программирование, или мультимодальная поведенческая коррекция. Особенности когнитивной психокоррекции. Когнитивно-аналитическое направление. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса. Когнитивный подход А. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Реальностная терапия У. Глассера. Трансактный анализ Э. Берна. Техника семейного моделирования, трансактный анализ. Гештальт-терапия Ф. Перлза. Основные техники и цели гештальт-терапии.

Психокоррекционная работа с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Цели и задачи психокоррекционной работы с различными категориями детей, в зависимости от возрастных особенностей. Методологические аспекты изучения личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Возможности использования различных методов в психокоррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии. Формирование и организация работы психокоррекционных групп. Содержание психокоррекционных занятий с детьми и их родителями.

Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.Семья как объект психокоррекционного воздействия. Социально-психологическая характеристика семей, имеющих детей с отклонениями в развитии Понятие функциональной и дисфункциональной семьи. Особенности составления психокоррекционной программы работы с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Основные принципы оценки эффективности проведенных психокоррекционных мероприятий. Фазы жизненного цикла. Нарушения жизнедеятельности семьи.

Психологическая помощь родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии. Психологическая коррекция родительских установок. Перестройка социальной ситуации развития. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений. Задачи психологической коррекции нервно-психических нарушений у детей при семейном алкоголизме и других видах зависимостей. Программа копинг-профилактики.

⇐ Предыдущая3456789Следующая ⇒


Источник: http://allrefrs.ru/5-25447.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Диагностика и коррекция психологического здоровья детей дошкольного Если снится лицо в бородавках

Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей Методы диагностики и коррекции детей

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ